Картины Леонардо да Винчи: топ самых известных | 9ox.ru
История, Люди, Топ

Картины Леонардо да Винчи: топ самых известных

Леонардо Да Винчи

Чудесные и загадочные, доведённые до совершенства многолетним трудом мастера – всё это можно сказать о картинах да Винчи. Талант Леонардо был многогранен: помимо картин он создал немало чертежей изобретений и карикатур. Не все шедевры Леонардо да Винчи прошли испытание временем. Некоторые работы художника утеряны и существуют сейчас только их копии. Далее будет представлена подборка самых известных работ Леонардо да Винчи и «краткая биография» этих шедевров.

Витрувианский человек

Витрувианский человек

Этот знаменитый рисунок 34,3 на 24,5 см, был сделан Леонардо в 1490 г. в качестве иллюстрации к книге Марка Витрувия и был размещён дневнике этого великолепного древнеримского архитектора. При помощи пера, чернил и акварели Леонардо начертал на бумаге идеальные пропорции человеческого тела. Помимо художественной ценности это произведение искусства несёт в себе ещё и научную ценность, так как было создано в процессе изучения да Винчи работ Витрувия, а также точных наук. Рисунок наглядно демонстрирует принцип золотого сечения. Его художник применил при написании «Тайной Вечери», «Благовещения» и «Моны Лизы». Сам принцип базируется на универсальной симметрии, некой «божественной пропорции», применимой ко всему: форме, размеру, весу. Согласно этой концепции, рост человека равен размаху его рук или 24 его ладоням, что соразмерно также 4 локтям. В свою очередь, локоть равен 6 ладоням, а сама ладонь в этом принципе определяется расстоянием от кончика самого длинного пальца из соединённых четырёх до самого низкого основания.  Шаг человека равен его ступне, что соответствует 4 ладоням.  Сейчас Витрувианского человека можно увидеть в венецианской Галерее Академии.

Мадонна с гвоздикой

Мадонна с гвоздикой

Эта картина, размером 42 на 67 см, написанная маслом на доске, относится к периоду раннего творчества Леонардо и датируется 1478 – 1480 гг. Тогда он ещё был подмастерьем Верроккьо. Специалисты в области искусства определили, что картина была написана молодым Леонардо да Винчи. Об этом свидетельствуют прорисовка волос Мадонны и фоновый пейзаж. Помимо этого, картина отличается мягким светом, характерным для полотен да Винчи. Сейчас побитую временем «Мадонну» хранят в Мюнхене, в Старой пинакотеке. Неправильно сделанная реставрация повлекла за собой неровность слоя краски.

Благовещение

Благовещение

Картина, созданная Леонардо в 1472 — 1476 гг., послужила для него профессиональным стартом. При этом вопрос создания шедевра совместными силами да Винчи и Андреа дель Верроккьо, чьим подмастерьем он был с 14 лет, остаётся открытым. Картина, размером 98 на 217 см, представляет собой масляную живопись, выполненную на доске. При детальном изучении, в составе красок, которыми был написан образ Марии, обнаружили свинец, что нехарактерно для творчества Леонардо да Винчи. Отличаются и мазки, которыми Мария изображена. С другой стороны, картина отличается удивительной анатомической точностью, свойственной именно Леонардо. Только изображение Марии вновь выделяется из общей гаммы. При прямом рассмотрении картины, её рука кажется непропорционально длинной, но стоит только посмотреть справа, и гармония восстанавливается: длина руки мгновенно уменьшается, а сам образ Марии становится больше, становясь центром тяжести сюжета. Предположительно, картину изначально планировалось располагать под углом относительно зрителя, а кажущиеся искажения являются продуманным оптическим обманом. Увидеть феномен этого произведения искусства можно во флорентийской галерее Уффици.

Крещение Христа

Крещение Христа

Согласно жизнеописанию Леонардо да Винчи, составленному Джорджо Вазари, мастер создал этот шедевр совместно с Верроккьо в 1476 году. Тогда Леонардо было 24 года. Это – масляная живопись на доске, размером 177 на 151 см. Вазари рассказывает, как ученик превзошёл своего учителя, который поручил ему изобразить лишь светловолосого ангела в углу картины, но был поражён талантом Леонардо и перестал заниматься живописью. «Крещение Христа» можно увидеть во дворце Уффици (Флоренция).

Портрет Джиневры де Бенчи

Портрет Джиневры де Бенчи

Картина является масляной живописью на доске. Её размер равен 38,8 на 36,7 см. Работа над портретом поэтессы Джиневры де Бенчи продолжалась на протяжении 4 лет (1474–1478 гг.). Строгая красота дамы с бледной кожей и задумчиво опущенными веками, сообщает зрителю о том, что модель – человек интеллектуального труда. Фоновый пейзаж, окутанный лёгкой дымкой, прекрасно гармонирует со сдержанным и утончённым образом поэтессы. Изображение двух венков (пальмового и лаврового) на обороте картины вносит уточнения. Венок из листьев лавра ассоциируется с поэтическим творчеством, а пальмовый говорит о милосердии изображённой дамы. В то время да Винчи начал практиковать новую технику – растушёвку пальцами, поэтому можно заметить лёгкую неровность краски на картине. Портрет поэтессы Джиневры де Бенчи хранит Национальная галерея искусств Вашингтона.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа

Когда владельцы картины, семья Бенуа, обратились к одному американскому искусствоведу с целью определения автора, они услышали ряд отрицательных эпитетов в адрес полотна. Он назвал изображённую девушку «призраком старухи с беззубой усмешкой», нашёл изъян и в шее Мадонны, обозвав её «морщинистой». Тем не менее, знаток искусства установил, что картина была создана Леонардо да Винчи. Об этом свидетельствует и манера письма, и всё тот же мягкий свет, отличающий его полотна. Шедевр был создан художником между 1479 и 1481 гг. и представляет собой масляную живопись на холсте. Размер картины составил 48 на 31,5 см. Глубина полотна раскрывается в неприметной, но крайне важной детали – крестоцветном растении. Именно оно отражает будущее младенца, о котором ни играющему ребёнку, ни улыбающейся матери ещё не известно. Мадонна Бенуа хранится в Эрмитаже.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Незавершённая картина великого художника. Работа над ней шла в 1479 — 1482 гг. и была прекращена из-за переезда да Винчи в Милан. Заказчики сберегли неоконченную картину, которая тем не менее полна символизма. Так, дуб, под ветвями которого расположилась Мария представляет собой символ вечности, а пальма вдалеке – символика Иерусалима. На горизонте изображены руины языческого храма, напоминающие о победе христианской религии над язычеством. Картина написана маслом на доске. Её размер – 243 на 246 см. Этот шедевр хранится во флорентийском музее Уффици.

Святой Иероним

Святой Иероним

Незавершённая картина с крайне непростой судьбой. Она является масляной живописью на доске, размером 75 на 103 см. Работа над ней шла на протяжении 10 лет (с 1470 по 1480 гг.). Поразительная анатомическая точность в изображении Иеронима привлекла внимание современников Леонардо. Но в скором времени картина была распущена на доски, которые применялись в самых разнообразных целях. Одна из частей картины была обнаружена ценителем искусства кардиналом Фешем в качестве крышки ларя. Сейчас шедевр да Винчи хранится в Ватиканской пинакотеке.

Мадонна Литта

Мадонна Литта

Для создания картины использована темпера – водяные краски на основе порошковых пигментов. Основой послужила доска. Работал художник над этим произведением в течение 4 лет (1478 — 1482). Размеры картины составляют 42 на 33 см. В этом шедевре Леонардо проявил себя, как мастер деталей. В глаза бросаются разрезы для кормления на платье Мадонны. Судя по тому, что один из них зашит, можно предположить, что женщина решила прекратить грудное вскармливание. А свисающие концы ниток на втором разрезе говорят о спешке, в которой она распорола шов. Это произведение искусства хранится в Эрмитаже.

Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)

Мадонна в скалах Лувр
Мадонна в скалах, хранится в Лувре

Две практически одинаковых «Мадонны в гроте» хранятся в Лувре и в национальной галерее Лондона. Над первой картиной Леонардо трудился в период между 1483 и 1490 гг., вторая же создавалась в 1495 – 1508 гг. Обе картины написаны маслом на доске и имеют одинаковый размер 199 на 122 см. Причиной появления таких «дубликатов» стала вольность, допущенная Леонардо при выполнении заказа. Картина должна была служить алтарной створкой, но художник переусердствовал с импровизацией, и заказавшая её церковь отказалась оплачивать работу. Это дало начало многолетним судебным тяжбам, в завершении которых Леонардо создал для церкви новую Мадонну, а изначальный экземпляр картины исчез из поля зрения. Её обнаружили лишь спустя 150 лет в сокровищнице французских королей.

Мадонна в скалах Лондонская Национальная галерея
Мадонна в скалах, хранится в Лондонской Национальной галереи

«Мадонна в гроте» пропитана сакральным смыслом, и в качестве тайных символов здесь выступают растения. Например, зверобой обозначает кровь христианских мучеников. Цикламен вблизи Иисуса изображён в качестве символа любви. А примула и акант олицетворяют соответственно добродетель и грядущее воскресение.

Портрет музыканта

Портрет музыканта

Вокруг человека, изображённого на картине по сей день не утихают споры. Долгое время его считали портретом герцога миланского, друга и покровителя Леонардо. Позднее на свитке в ладонях юноши, были обнаружена фраза «ангельская песнь», и шедевр обрёл своё новое название. Среди искусствоведов бытует и другое смелое предположение о том, что эта работа является автопортретом. Такие предположения подкреплены многогранностью да Винчи, который увлекался ещё и музыкой. Эта картина, созданная в 1485 – 1487 гг., является единственным мужским портретом из известных работ Леонардо. Изображение размером 31 на 43 см написано на доске масляной краской. Лицезреть его можно в Амброзианской библиотеке Милана.

Дама с горностаем

Дама с горностаем

После долгих споров искусствоведы всё же признали да Винчи автором этого шедевра. И не просто признали, а сочли эту картину практически лучшей работой художника с позиции живописи. Этот шедевр, размером 40,3 см на 54,8, Леонардо писал в 1488 – 1490 гг., используя для этого доску и масляную краску. Моделью для этой картины стала Цецилия Галлерани, так называемая содержанка миланского герцога. При этом считается, что девушка неслучайно изображена именно с горностаем. Народные поверья гласят, что горностаи готовы погибнуть, защищая чистоту своего непорочно белого меха, что в контексте картины выглядит дерзким вызовом девушки сомнительному статусу. Кроме того, семейство куньих (к которому относятся горностаи) именуется на латыни «gale», что созвучно с фамилией Галлерани. В наши дни это произведение искусства хранится в музее Чарторыйских в Кракове.

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Эта фреска создавалась Леонардо да Винчи в 1495 – 1498 гг. в миланском храме Санта-Мария-делле Грацие. Долгое время она являлась известнейшим произведением художника. Вернее, единственным произведением Леонардо, доступной для просмотра простым людям вплоть до перенесения в Лувр «Мона Лизы». Все остальные творения да Винчи хранились в частных коллекциях богачей. Великий мастер создал не одну фреску, но в наше время сохранились только их фрагменты. Да и сама «Тайная вечеря» сейчас оригинальна лишь на 20%. Виной тому и бестолковые живописцы со своими неудачными попытками реставрации, и обитатели монастыря, отпилившие ногу Христу, чтобы сделать дверь, и креативные, но не самые удачные технические решения самого Леонардо. Художник получил от миланского герцога масштабный заказ стоимостью эквивалентной современным 700 тыс. долларов. Фреска и правда имеет внушительные размеры – 460 на 880 см. Да Винчи отказался во время работы от привычных методов нанесения фрески и применил новый состав краски и штукатурки, что уже через 20 лет повлекло разрушение красочного слоя. В процессе истории фреска претерпела ряд изменений: например, ладонь одного апостола после неудачных попыток подновить изображение превратилась в батон. Само здание храма повидало на своём веку немало бед: он пережил затопление, попадание бомбы в период Второй Мировой, он даже использовался, как сеновал. И всё же не самый удачный эксперимент Леонардо по сей день является ярким примером его самых знаменитых работ.

Читайте также: ТОП-20 изобретений Леонардо да Винчи, которые по сей день популярны во всем мире

Прекрасная Ферроньера

Прекрасная Ферроньера

Украшение на лбу изображённой девушки – ферроньерка. Отсюда и происходит название картины. Лукреция Кривелли, ставшая моделью для картины, была любовницей пресловутого герцога миланского Франциска. По версии Ги Бретона, она скрывает под ферроньеркой синячёк, после ночи с королём. Великий Леонардо написал «Прекрасную Ферроньеру» в 1493 – 1497 гг. Работа, размером 62 на 44 см, является масляной живописью на доске. Сейчас увидеть красоту девушки с необычным украшением можно в Лувре.

Голова женщины

Голова женщины

Эта незавершённая картина имеет ещё одно название «La Scapigliata», что переводится, как «растрёпа». При небрежной причёске девушки, в глаза бросается чётко прописанное художником лицо модели. На основе этого искусствоведы сделали предположение, что в этом и состояла задумка Леонардо. Вдохновлённый рассказом писателя Плиния Старшего о последней работе художника Апеллеса, который оставил незаконченным изображение Венеры Косской, да Винчи решил последовать его примеру. Работа над этой картиной шла на протяжении 5 лет (с 1500 до 1505). Аналогично другим незавершённым работам Леонардо «Голова девушки» выполнена маслом с добавлением небольшого количества пигмента. Картина, размером 24,6 на 21 см, выполнена на доске. Ныне шедевр находится в Национальной галере Пармы.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

На этом полотне маленький Христос обнимает ягнёнка, символизирующего будущее Спасителя, его непростую судьбу. Мария тянется к своему ребёнку, при этом сама располагается у матери на коленях, что глубоко символично. Искусствоведы особо отметили «леонардовскую» полуулыбку на губах Анны в момент созерцания внука и дочи. Картина выполнена маслом на доске, её размер 112 на 168 см. Да Винчи работал над ней в течение 16 лет (1501 – 1517 гг.). Это произведение искусства хранится в парижском Лувре.

Мона Лиза (Джоконда)

Мона Лиза (Джоконда)

Самая известная и таинственная работа Леонардо да Винчи, написанная им в 1502 – 1516 гг. Размеры этого шедевра, написанного масляными красками на доске, составляют 53 см на 76,8 см. Существует целый ряд предположений о том, кто являлся моделью для этой картины. По одной из версий, это была жена торговца дель Джокондо, по другой – это Цецилия Галлерани, та самая «Дама с горностаем». Есть даже очень смелая и неординарная вариация, по которой позировал для этой работы подмастерье Леонардо Салаи. Много вопросов остаётся и касаемо одежды Джоконды. Изначальный цвет её платья определить невозможно. Предполагается, что художник провёл не очень удачный эксперимент с красками. Ну и, конечно, таинственная улыбка Джоконды, наличие или отсутствие которой так и остаётся загадкой. Одно известно доподлинно: Леонардо трудился над этой картиной крайне увлечённо, возвращаясь к работе на протяжении 14 лет. Сейчас таинственная дама улыбается (а может и нет) посетителям Лувра.

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Это последняя картина Леонардо, написанная им в 1508 – 1516 гг. Произведение, написанное маслом на доске, имеет размеры 69 на 57 см. Позировал для неё, предположительно подмастерье да Винчи Салаи. Отношения великого художника со своим подмастерьем окутаны тайной. Бытует предположение о гомосексуальных предпочтениях Леонардо. Да и внешний вид Салаи с его нежным лицом и нескромной улыбкой, наталкивает на подобные мысли. Тем более, что да Винчи очень многое прощал и позволял Салаи. Кроме того, великий художник завещал всё своё имущество и финансы двум своим подмастерьям, один из которых снова Салаи. Но ни подтвердить, ни опровергнуть теории о гомосексуальности да Винчи не представляется возможным. После того, как ещё юного Леонардо обвинили в содомии, да Винчи тщательно скрывал свою личную жизнь. А его дневники не дают полноценной информации. Сейчас изображение юноши с аккуратными кудрями можно лицезреть в Лувре.

Туринский автопортрет

Туринский автопортрет

Споры искусствоведов о подлинности этой картины не утихают. Считается, что Леонардо да Винчи изобразил себя сангиной на бумаге в возрасте 60 лет (картина датирована периодом после 1512 г.). Но некоторые искусствоведы уверены, что это подделка, несмотря на то, что штриховка на рисунке направлена слева направо, что свойственно для да Винчи. Также имеются данные, что рентгеновская съёмка проявила под привычным желтоватым изображением живопись ориентировочно XVII века. Размеры рисунка равны 33,3 на 21,6 см. Сейчас изображение хранится в Королевской библиотеке Турина, но не выставляется из-за своей хрупкости.

Спаситель мира

Спаситель мира

Картина замыкает этот список по причине значительных сомнений в том, что её автором является именно Леонардо да Винчи. Неоспоримо лишь то, что она по праву может считаться одним из самых дорогих шедевров из имеющихся в частных коллекциях. Её цена на аукционе Christie’s в 2017 г. составила 400 000 000 долларов. Позволить себе столь недешёвую покупку смог один саудовский принц. Картина представляет собой масляную живопись на доске размером 66 на 47 см. Она была написана в 1499 — 1507 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *