Как появился мотоцикл: история создания | 9ox.ru
История, Мифы и факты, Техника

Как появился мотоцикл: история создания

Первый мотоцикл

Предшественником мотоцикла был велосипед. Двухколесное транспортное средство развивало относительно большую скорость. Велосипед был изобретен в 1817 году Карлом фон Дрезом.

Первый мотоцикл

У экспертов нет четкого ответа о том, кто впервые изобрел мотоцикл. Первые модели самоходных велосипедов передвигались за счет пара. Прототипы мотоциклов появились благодаря усилиям Сильвестра Ропера и Эрнеста Мишо. В 1867 году Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах решили установить на транспортное средство двигатель внутреннего сгорания. В конструкции присутствовали боковые колеса.  Причем изначально немецкие изобретатели хотели лишь создать испытательный стенд для двигателя. Первый мотоцикл был совершенно не похож на современные модели. Транспорт представлял собой деревянный велосипед, оснащенный бензиновым мотором с мощностью 1,5 л. с.

Моторцикл или мотоцикл

Появление мотоцикла привело к разработке других устройств и приборов. Ключевым элементом транспортного средства стал двигатель внутреннего сгорания. В дальнейшем было организовано массовое производство мотоциклов. Причем продукция подверглась существенным переработкам. Инженеры постоянно работали над устранением недостатков. Изобретатели Даймлер и Майбах решили внедрить пневматические шины и цепной привод.

Компании начали выпускать наборы с моторами, которые можно было устанавливать на велосипеды. По мере расширения производства изделия перестали быть предметом обсуждения на выставках. Покупатели стали активно использовать транспортное средство для передвижения. Термин «моторизированный велосипед» решили сократить до «моторцикл».

Из названия убрали букву «Р», которая считалась ошибочной с точки зрения орфографии. Продукция пользовалась большим спросом. Поэтому братья Хайнрих, Вильгельм Хильдебранд и Алоиз Вольфмюллер зарегистрировали патент, который позволил производить мотоциклы марки Hildebrand & Wolfmüller.

Hildebrand & Wolfmüller

Как мотоциклы вытеснили конные экипажи

Мотоцикл обладает преимуществами по сравнению с конным экипажем. Транспортное средство предназначено для передвижения по городу. Однако транспортные артерии крупных городов сильно перегружены. Выпуск мотоциклов позволил уменьшить плотность потока. Это изобретение позволило избавится от многочисленных повозок. Внедрение мотоцикла решило еще одну проблему – улучшение санитарных условий в городе.

Гонки

мотогонки

Гонки на мотоциклах стали пользоваться большой популярностью. Однако новые модели были не доступны простому обывателю. Мотоциклы использовались для проведения соревнований. Популярность гонок стала причиной активного развития мотоциклетной индустрии. Однако в 1910 году между гонщиками и производителями возник конфликт. В результате произошел окончательный раздел между велосипедами и мотоциклами. Мотоциклы превратились в машины уникального класса. Транспортные средства развивали большую скорость. Поэтому для проведения гонок потребовались специальные трассы.

Мотоциклетные сообщества

Властные структуры не могли остаться в стороне от происходящего. Мотоциклетное сообщество настолько выросло, что возникла необходимость в создании собственной организации FIM (Fédération Internationale de Motocyclisme).

Годовой выпуск мотоциклов составлял несколько тысяч штук. Причем наибольшим спросом транспортные средства пользовались среди молодых мужчин.

Отчаянные и смелые покупатели не могли себе позволить дорогие автомобили. Поэтому они отдавали предпочтение мотоциклам. К тому же, многие из парней просто не успели обзавестись семьями. Мотоциклы – это не только средство передвижения. Транспортное средство использовалось для развлечения.

В обществе возникла мода на активный отдых за рулем мотоцикла. К основным факторам, которые оказали сильное влияние на покупательский спрос, можно отнести низкую цену, высокую скорость и практичность. Мотоциклы начали проникать практически во все сферы жизни. Транспортные средства применялись для доставки продуктов и почты. Конструкция некоторых мотоциклов позволяла использовать коляску, в которой можно было перевозить пассажира.

Мотоцикл с коляской

Мотоциклы во время Первой мировой войны

В 1914 году мотоциклы стали использоваться для передачи важных сообщений. На транспортных средствах можно было устанавливать пулеметы.

Известные бренды

После окончания военных действий компании начали выпускать гражданскую продукцию. Рост производства продолжался до наступления Великой депрессии.

В 1929 году производители столкнулись с резким падением покупательского спроса. Это привело к многочисленным банкротствам. В результате на рынке остались только самые крупные производители. К их числу можно отнести следующие фирмы Harley Davidson, Indian и Excelsior.

Чтобы справиться с убытками компания Excelsior решила временно остановить выпуск мотоциклов Excelsior-Henderson. Фирма сосредоточилась на изготовлении велосипедов. Сменить сферу деятельности пришлось и другим компаниям. Такая стратегия позволила пережить депрессию.

Ралли

Мотоциклы стали активно использоваться для каскадерских шоу и гонок. Причем участники собирались за городом в палаточных городках. Постепенно сообщество мотоциклистов превратилось в настоящие цыганские туры. Сейчас подобные встречи называют слетами или ралли.

Мотоциклы во время Второй мировой войны

В 1939 году закончилась Великая депрессия. В результате мотоциклетная индустрия смогла увеличить объемы. Компании, которые смогли выжить, начали наращивать выпуск транспортных средств. К числу лидеров, которые остались на рынке, можно отнести Harley Davidson. Фирма выпустила около 100 000 мотоциклов. Большинство моделей принадлежали линейке WLA.

WLA
WLA

Мотоциклы были незаменимы в условиях бездорожья. Транспортные средства ни в чем не уступали автомобилям. При этом они стоили намного дешевле, чем машины.

Это позволило использовать мотоциклы для разведки и передачи депеш. К концу Второй мировой войны Harley Davidson только усилила свои позиции. В тоже время Indian не смогла выжить в таких условиях. Поэтому в 1953 году компания практически прекратила свое существование.

Однако США была не единственной страной, которая производила мотоциклы во время Второй мировой войны. Подобные компании возникли в Великобритании, Германии и СССР. Зачастую производители копировали инновации, которые разрабатывали конкуренты. К примеру, Harley Davidson был оснащен приводом от вала (H-D XA). Техническая разработка была очень похожа на BMW R75.

BMW R75

На пике популярности

Ветераны, которые вернулись после войны, удивились изменениям, произошедшим в стране. Бывшим военнослужащим было сложно приспособиться к жизни на гражданке. Чтобы справиться с посттравматическим синдромом ветераны стали увлекаться мотоциклами. Это привело к росту популярности байкерской культуры.  Появилось новое поколение мотоциклистов, которые проявляли особый интерес к технике. В результате сформировались многочисленные клубы, в которых собирались участники всех возрастов. Однако мотоклубы не смогли получить одобрение AMA.

Принципы, которые существовали в подобных организациях, основывались на армейском опыте. В байкерских клубах появились собственные логотипы и нашивки. Причем большинство организаций не участвовали в криминальных разборках. Однако такому принципу следовали не все мотоклубы. Некоторые организации занимались преступной деятельностью. Члены таких группировок называли себя «однопроцентниками». Это привело к формированию негативного образа байкера.

Холлистерский бунт

В 1940 году байкерская культура была на пике популярности. Во время слета население небольшого города увеличивалось в несколько раз. Гости вели себя довольно агрессивно. По улицам разъезжали пьяные байкеры. Такое поведение вызывало негативное отношение со стороны местного населения.

Зачастую улицы были завалены пивными банками. Однако беспорядков и разрушений было недостаточно, чтобы сформировать отрицательный образ участника мотоклуба.

События о многочисленных происшествиях с участием байкеров стали появляться в газетных публикациях. Средства массовой информации окончательно испортили деловую репутацию людей, увлекающихся мотоспортом. Впоследствии происшествия, которые произошли в штате Калифорния, стали основой для создания фильма «Дикарь».

В основе сюжета лежит борьба 2 байкерских клубов. Фильм имел большой успех среди американцев. По сути, сложился особенный жанр, который касался криминальной составляющей. Однако многие байкеры не имели никакого отношения к преступной деятельности.

Поэтому образ, который сформировался СМИ, не соответствовал действительности. Мотоциклисты начали активно противостоять общепринятым устоям. Байкерскую культуру многие люди воспринимали негативно. Настоящие банды действительно существовали.

Послевоенное развитие мотоцикла

После завершения войны многие компании обновили свой ассортимент. В 1945 году фирма Aprilia выпустила новый мотоцикл. На рынке большим спросом стала пользоваться продукция австрийского производителя Kronreif & Trunkenpolz Mattighofen. Мотоцикл был известен под брендом KTM.

В дальнейшем мотоциклетная индустрия начала активно развиваться в Японии. В 1953 году появилась продукция компания Suzuki. В 1955 году стартовало производство мотоциклов под брендом Yamaha и Honda. В 1960 году ассортимент пополнился продукцией компании Kawasaki.

Мотоциклы Honda начала пользоваться популярностью во всем мире. Фирма заключила контракт с американским агентством Grey Advertising, которая продвигала этот бренд. Рекламная компания оказалась успешной. Продукция Honda перестала ассоциироваться с байкерской культурой. Американцы стали использовать мотоциклы в качестве хобби.

На Honda вы встречаете самых приятных людей
На Honda вы встречаете самых приятных людей

Благодаря сотрудничеству с рекламным агентством фирма Honda смогла потеснить конкурентов. В продаже появилась новая модель мотоцикла – Super Cub. Люди начали воспринимать мотоциклы в качестве транспортного средства, которое можно использовать в повседневной жизни.

Внедрение новых технологий позволило увеличить количество продаж. Люди, которые родились в послевоенное время, уже стали взрослыми. Они активно покупали продукцию фирмы Honda. В результате компания стала лидировать по объему продаж во всем мире. Именно японские мотоциклы заняли господствующее нишу на американских дорогах. Европейские бренды не могли составить им конкуренцию.

Классификация мотоциклов

С момента создания конструкция мотоциклов менялась многократно. Особый интерес к 2-х колесному транспорту проявляли ветераны. Боевые действия оказали сильное влияние на восприятие мира. Бывшие военнослужащие испытывали сложности, так как с трудом адаптировались к гражданской жизни. Поэтому они начали активно скупать мотоциклы. Общение с другими ветеранами в мотоклубах позволило им избавиться от посттравматического синдрома.

К тому же, многие военные имели определенный опыт управления мототехникой. В 1960 году кастомные мотоциклы стали пользоваться большой популярностью. Существовало большое количество модификаций, выполненных в разных стилях. Модели отличались техническими характеристиками и внешним видом. Это привело к росту популярности необычных дизайнерских решений.

Круизеры

Keeway Cruiser-250
Keeway Cruiser-250

Эта разновидность мотоциклов считается обособленной группой транспортных средств. Круизеры появились в 1930 году. При производстве продукции были использованы лучшие технические достижения.

Производители начали выпускать классические круизеры, которые обладали несколькими преимуществами:

  1. Мощный 2-х цилиндровый двигатель.
  2. Стальная дуплексная рама.
  3. Уменьшение веса за счет использования пластиковых элементов.

На некоторых моделях круизеров инженеры решили оставить стальные боковые крышки и крылья. Чтобы защитить металлические изделия от коррозии производители прибегали к хромированию.

Спортивные мотоциклы

Спортивный мотоцикл

Особое внимание инженеры уделили показателям управляемости транспорта. Для проведения гонок требовались мощные модели, способные развивать высокую скорость. Спортивные мотоциклы отличались агрессивной посадкой.

Можно выделить несколько преимуществ спортивных мотоциклов:

  1. Компактное транспортное средство легко маневрирует плотном потоке. Поэтому байк можно использовать для передвижения в пробках.
  2. Эксплуатация и обслуживание спортивного мотоцикла обходится дешевле, чем автомобиля.
  3. В отличии от классических вариантов спортивные модели обладают улучшенными аэродинамическими характеристиками.

Для уменьшения массы байки обшивают пластиковыми изделиями. В качестве топлива используется закись азота. Мотоциклы способны развивать высокую скорость. С этой целью используется турбокомпрессор. Особое внимание разработчики решили уделить тормозам, которые должны быть надежными и производительными.

Конструкция байка позволяет защищать водителя от грязи и брызг, которые летят из-под колес. Для преодоления препятствий нужно иметь жесткую подвеску. Колеса способны выдерживать значительные нагрузки. Основная задача водителя спортивного мотоцикла – преодоление гоночной трассы за короткое время.

Туристические мотоциклы

Водитель должен чувствовать себя комфортно во время поездки. Поэтому туристические мотоциклы отличаются более крупными габаритами.  С помощью таких моделей можно перевозить снаряжение и багаж.

Первые кроссовые мотоциклы

кроссовый мотоцикл

Эволюция мотоциклетной техники привела к увеличению скорости и надежности. Появились специальные трассы, предназначенные для проведения соревнований. Транспортные средства, которые сходили с конвейера, не имели существенных отличий.

Самое первое соревнование по мотокроссу произошло в 1908 году. Спустя несколько десятилетий мотоспорт начал набирать популярность. Сначала соревнования проводились на обычных мотоциклах. Однако позднее производители начали выпускать модели, предназначенные для езды по бездорожью. Это привело к созданию кроссовых мотоциклов, которые имели следующее особенности:

  1. Модели были оснащены жесткой подвеской, которая обладала большим ходом (около 30см).
  2. Чтобы водителю было легче преодолевать сложные препятствия нужно было максимально облегчить конструкцию. Поэтому при производстве кроссовых моделей активно использовались легкие и прочные сплавы.
  3. Довольно жесткие требования предъявлялись к двигателю. Мотор работал во время гонок на максимальных оборотах.

Кроссовые модели сильно отличались от классических мотоциклов. Чтобы выиграть в гонках требовались совершенно другие характеристики. Во время мотоциклетных соревнований участники должны были ездить по пересечённой местности.

Поэтому производители решили внести соответствующие изменения. Модификации позволили улучшить технические характеристики агрегатов. Модернизация не прекращается и в настоящее время. Современные спортсмены способны делать такие приемы, которые даже не снились людям, которые жили в 1920 году.

Появление новых модификаций повысило спрос на кроссовые мотоциклы.  Причем основным критерием стала скорость. Побеждал участник, который первым пересекал финишную линию. Популярность этого вида соревнований стала причиной разработки усовершенствованных моделей кроссовых мотоциклов. В результате появились новые дисциплины В качестве примера можно привести гонки на длинные дистанции (ралли-рейды).

Повышенным спросом пользовались соревнования в ограниченном пространстве (суперкросс). В дальнейшем появились соревнования, в которых участникам присваивалось определенное количество баллов. Поэтому скорость перестала быть самой важной характеристикой.

Современная эра

Рост производства различных видов мотоциклов продолжался до 1975 года. Только в Америке было зарегистрировано около 5 млн транспортных средств. Однако положительная тенденция не могла продолжаться бесконечно. Увеличение продаж было связано с тем, что послевоенное поколение активно интересовалась мотоциклами. Но их постепенно вытесняли автомобили.

Машины стали более доступны для рядовых граждан. Покупателей привлекала практичность и удобство. В 80-х годах спрос на мотоциклы начал падать. Двухколесный транспорт сильно проигрывал автомобилям. К тому же, на рынке появились скутеры и мопеды, которые стоили намного дешевле.

Возрождение

Военное поколение не забыло о мотоциклах. Это фактор привел к новому витку роста производства двухколесных транспортных средств. Увеличение спроса на мотоциклы было связано с новым поколением. По-прежнему лидерами оставались японские производители. Значительную долю составляла продукция компаний BMW, Ducati, Aprilia, Triumph и KTM.

Самыми престижными считаются мотоциклы Harley Davidson которые были рассчитаны на обеспеченных граждан. В 1998 году появилась модель Victory. В 1980 году производители решили внедрить электронную систему впрыска. Обновление оказалось настолько успешным, что в дальнейшем эта опция стала стандартной.

Компании Zero и Bramm решили сосредоточиться на выпуске электромотоциклов. В 20-х годах прошлого столетия инженеры проводили большое количество экспериментов, чтобы достичь цели. Постепенно мотоцикл превратился в надежный и быстрый вид транспорта, приспособленный для повседневного использования. Однако эволюция мотоциклов проходила слишком медленно.

Компания DKW решила выпустить свой первый мотоцикл в 1922 году. Модель пользовалась популярностью среди разных групп населения. Покупателей привлекала низкая стоимость и хорошая репутация. Максимальная скорость транспортного средства в то время составляла 65 км. При этом мотоцикл расходовал около 2 л бензина на 100 км.

К преимуществу модели можно отнести незаурядные ходовые качества и небольшой вес. Впоследствии мотоциклетная конструкция претерпела сильные изменения. Возникла необходимость в модернизации транспортных средств. Инженеры постоянно искали возможности для повышения мощности и надежности двигателя.

Гонки начали проводиться на кольцевых трассах и ипподромах. Чтобы добиться увеличения КПД был использован сухой картер. В двигателях установили нагнетатели. Новые мотоциклы обладали улучшенной аэродинамикой и развивали приличную скорость. Наибольших успехов смогла добиться фирма BMW, которая выпустила модель R32.

После войны европейцы не могли себе позволить дорогую технику. Чтобы снизить стоимость мотоциклов производители решили выпустить модели с двухтактным двигателем. Бурное развитие индустрии было связано с использованием военных разработок, касающихся мототехники.

В процессе производства были использованы нестандартные решения. Эксперименты привели к созданию мотороллеров. Итальянская компания Piaggio выпустила серию мотоциклов Vespa. Продукция отличалась простотой и многофункциональностью. Новый транспорт оказался настолько удобным, что смог покорить весь мир.

Итальянские продукция имела безрамную конструкцию. Транспортное средство было оснащено компактным двигателем, который имел 3 скорости. Благодаря вертикальной посадке можно было комфортно путешествовать по бездорожью.

В Японии история мотоциклов началась в 1906 году. Изобретателю Соичиро Хонда удалось создать транспортное средство, которое было надежным и практичным. Мотоцикл был оснащен двигателем с объемом 50 куб см. На рынке появились продукция известных брендов (Suzuki и Kawasaki).

Причем компании, которые начали выпускать мотоциклы, раньше занималась совершенно другими видами деятельности. К примеру, Yamaha начинала свой бизнес с производства музыкальных инструментов. В 1950 году появился первый двухтактный мотоцикл Yamaha YA-1.

Большая часть технических решений была скопирована с немецких агрегатов. Уже концу 60-х годов продукция японских производителей захватила большую часть международного рынка.

В 70-е годы возникла мода на тяжелые и скоростные модели. Покупатели могли приобрести японские мотоциклы, которые были оснащены четырехцилиндровыми двигателями. Мода на ли качество и агрессивную езду дошла и до СССР. От этого пострадал образ мотоциклиста, который стал ассоциироваться с грабителями и вандалами.

В этот период активно начал развиваться мотоспорт, который разделился на различные специализации. Это привело к появлению следующих классов мотоциклов: стрит, триал, эндуро. В 80-х годах инженерам удается увеличить мощность двигателя. Существенно возрастают обороты серийных машин.

В мотоциклах начали использовать пневматические подвески и дисковые тормоза. Существенные доработки затронули дизайн транспортных средств. В качестве примера можно привести модель Honda CB250, которая была выпущена в 1980 году.

В 90-х годах произошло падение спроса на мотоциклы в России. Это было связано с резким обнищанием населения.  В прошлом веке мотоциклы были очень популярной машиной. Покупателей привлекает дешевизна и спортивный дух транспортных средств. Многие компании активно занимались внедрением инженерных разработок в мотоциклетную технику.

В результате появились мягкие подвески и коробка передач. Устройство оснастили цепным приводом и воздушным охлаждением. Чтобы повысить скоростные характеристики многократно изменялась конструкция карбюратора. Постепенно мотоцикл превратился в прочную и надежную машину. С участием мототехники проводились гонки.

Мотоциклы, которые производились в 1930 году, не могли развивать высокую скорость. В процессе эволюции существенно изменилась компоновка. Доработки позволили увеличить прочность конструкции. С этой целью инженеры решили использовать раму повышенной жесткости.

Транспортное средство были оснащено каплеобразным бензобаком и колесами 16-19 дюймов. В военное время предприятия перешли на массовый выпуск продукции для армии. Мотоциклы стали использоваться для разведки, связи или высадки десанта. После окончания военных действий мотоциклы разделились на респектабельные и недорогие модели.

Однако послевоенной рынок резко сузился, так как нищее население не могло себе позволить покупку дорогого мотоцикла.

Постепенно заводы начали восстанавливаться после бомбежек. Военные концерны стали переходить на гражданскую продукцию. В результате произошел перезапуск производства. С конвейера предприятий начали выходить новинки, которые стали пользоваться популярностью среди разных групп населения.

Ярчайшим примером подобной продукции стала итальянская модель «Пьяджо». В мотоциклах этой серии инженеры решили использовать вертикальную посадку. В конструкции присутствовали перемычки для ног, которые позволяли водителю более комфортно передвигаться по дорогам. Двухколесную машину можно было использовать для перевозки пассажиров. Настоящим прорывом стало появление мотороллера Vespa.

Продукция была оснащена двигателем, которая находился рядом с задними колесами. В европейских странах стали пользоваться популярностью мопеды. Это легкие транспортное средство с небольшим объемом двигателя, который не превышает 50 л. с. Для управления мопедом не требовались водительские права. Расход топлива составлял всего лишь 2 л на 100 км.

Сложности, с связанные с разрухой, испытывала и Япония, которая пережила период оккупации. В 1950 году на внутреннем рынке появилась продукция компания Yamaha. Существенно нарастить объем выпускаемой продукции смогли фирмы Kawasaki и Suzuki.  В 1966 году требования к мотоциклам сильно изменились. В Европе мотоцикл стал использоваться в качестве средства передвижения.

Массовое производство автомобилей привело к тому, что спрос на мотоциклы заметно упал. Этот вид транспорта стал использоваться, как средство развлечения. На рынке появились тяжелые шоссейные модели. Японские скоростные мотоциклы были оборудованы четырёхцилиндровыми двигателями. В 80-е годы этот вид транспорта пользоваться высокой популярностью.

В изделиях стали использоваться дисковые тормоза и жесткие пространственные рамы. В продаже можно было встретить квадроциклы. Конструкция классических мотоциклов отличалась простотой и удобством. При необходимости можно было увеличить мощность двигателя до 2000 куб. см. Притом обеспечивалась прямая посадка водителя.

Особенности развития мотоциклетной индустрии в СССР

В 1937 году появилась модель, которая развивала скорость 279 км/ч. Рекордный показатель продержался около 14 лет. В 30-е годы в серийное производство были запущены советские мотоциклы, которая в большинстве случаев являлись копиями немецких и английских аналогов.

Причина копирования западных разработок заключалась в том, что советские инженеры не обладали необходимыми знаниями и опытом. Конструкторы были вынуждены использовать передовые разработки, которые использовались в зарубежных странах. В это же время появился мотоцикл 8 МЛ. Транспортное средство была оснащено двигателем, который имел объем 123,7 куб. см. Мотоцикл развивал мощность 3,5 л. Однако Вторая мировая война внесла свои коррективы. Производство гражданской продукции было временно приостановлено.

В период с 1940 по 1942 год немецкая компания выпустила мотоцикл BMW R75, который использовался для военных целей. Мощность двигателя составляла 26 л. с. Модель была оборудована 9 ступенчатой коробкой передач и гидравлическим тормозом. Чуть позже немецкая промышленность переключилась на более легкую мототехнику. В это время с конвейера сошла модель DKW RT125, которая развивала скорость до 105 км/ч. В дальнейшем транспортное средство было использовано советскими инженерами в качестве прототипа.

Таким образом появился мотоцикл ИЖ-350. В Советском Союзе началось производство легендарной модели М72, которая была скопирована с немецкого аналога R71 BMW. Транспортное средство была способно развивать скорость до 80 км/ч. Максимальный вес мотоцикла с коляской составлял 380 кг. Всего было выпущено 8500 экземпляров. Продукция продавалась вплоть до 1960 года.  Впоследствии мотоцикл неоднократно дорабатывался. Появились спортивные и кроссовые модификации.  В 1947 году был выпущен мотоцикл М80, который развивал скорость до 172 км/ ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *